В музейно-выставочном центре «Граунд Солянка» состоялось торжественное открытие экспозиции работ студентов первого курса магистратуры «Технологическое искусство» Университета МИСИС. В рамках весеннего семестра обучающиеся впервые самостоятельно спроектировали и смонтировали выставку своих проектов. Предметом художественного исследования студентов стало сложное устройство программного кода, стоящего за одним из самых универсальных и интуитивно понятных компьютерных инструментов — буфером обмена. Большая часть работ связана с искусственным интеллектом и его взаимодействием с человеком.
За последние полгода первокурсники магистратуры «Технологическое искусство» создали более 25 проектов, лучшие из которых представлены на выставке «Буфер обмена». С помощью новых технологий авторам экспозиции удалось объединить работы в единый непрерывный маршрут экспозиции, а также показать взаимодействие работ друг с другом.
В качестве средств художественной выразительности медиахудожники зачастую используют саму технологию внутри объекта искусства. К примеру, Данил Савинский в проекте «КапчаI» осмысляет феномен нейросетей и предлагает идею существования мира, населенного различными видами искусственной нематериальной жизни, не желающими впускать на свою территорию людей. То же самое, например, делает человек, интегрируя на сайты «капчу» — компьютерный тест, используемый для определения того, кем является пользователь системы: человеком или компьютером. Перевернув эту ситуацию зеркально, художник создал тест, который не пропускает человека. Такая «капча» оперирует понятиями, которые доступны для ИИ, но ничего не значат для большинства людей.
Проект Паркева Магдесяна «Цифровой инфлюенсер» посвящён разработке цифрового аватара девушки (вымышленный персонаж по имени Андраида), способного взаимодействовать с реальными людьми в социальных сетях. Благодаря нейронным сетям и машинному обучению Андраида способна понимать и реагировать на отклики своей аудитории, что делает её общение более личным и привлекательным для подписчиков.
Студенты работали над своими проектами под руководством преподавателей магистратуры «Технологическое искусство» — опытных медиахудожников, архитекторов и исследователей искусства. Среди них: Дмитрий Морозов — междисциплинарный художник, работы которого выставлялись в ММОМА, Музее современного искусства «Гараж», Государственной Третьяковской галерее и во многих зарубежных музеях; Владислав Бек-Булатов — архитектор, обучавшийся в магистратуре Архитектурной Ассоциации в Лондоне, участвовавший в проектировании галереи математики лондонского Музея науки; Александра Гаврилова — медиахудожница, участница российских и международных выставок и фестивалей, в том числе «Лаборатория Земля» (Политехнический музей, Арс Электроника), «Инновация как художественный прием» (Государственный Эрмитаж).
«Выставка „Буфер обмена“ проходит совместно со студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ и Школы Родченко в коллаборации со „Свободными мастерскими“ ММОМА, что само по себе символично. Ведь только создавая подобные точки взаимодействия и обмена между собой, студенты разных образовательных институций могут получить уникальный совместный выставочный опыт», — рассказала руководитель магистратуры «Технологическое искусство» Екатерина Беляева.
На выставке студенты проведут серию аудио-визуальных перформансов, цель которых поиск новых звуковых форм и баланса между музыкальностью и шумом. Так, в своей импровизации мультимедиа-художница Надежда Крохина, использовала аналоговые и цифровые синтезаторы для создания новых звуковых ландшафтов и композиций. А в перформансе «Недообученные нейросети» Александр Василенко продемонстровал, как феномен обучения нейронных сетей влияет на создание музыки. За счет ограничений, наложенных автором проекта на образовательный процесс нейросетей, создается уникальный звук, который невозможно было бы получить, используя традиционные инструменты.
Выставку можно посетить с 1 июня по 9 июля по адресу: Москва, ул. Солянка, д. 1/2 стр. 2, «Граунд Солянка» (м. Китай-город). Время работы экспозиции: с 12:00 до 22:00.