Можно ли получить диплом вуза, а на следующий день пойти работать по специальности? Зачем фрезеровщику высшее образование? Станут ли колледжи и вузы конкурентами?
По итогам Госсовета по науке и образованию президент поручил кабинету министров рассмотреть до 1 июня вопрос о введении в российских вузах программ прикладного бакалавриата. Чем он отличается от обычного, который сегодня есть во всех российских вузах?
Суть — в сочетании программ среднего и высшего профобразования, союз практических навыков работы на производстве и глубоких теоретических знаний. Причем не менее половины всего обучения — практика, включая лабораторные, опыты и эксперименты, а также мастер-классы на производстве. Задача прикладного бакалавриата — сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, чтобы сразу, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности.
Вообще, история с прикладным бакалавриатом не нова. В 2010 году в России уже был запущен такой эксперимент. 50 с лишним вузов и техникумов взялись тогда за новый подход к профобразованию. Но через пару лет дело застопорилось: слишком запутанной оказалась процедура приведения к общему знаменателю программ высшего и среднего профобразования.
— Эксперимент был начат 10 лет назад: предполагалось, что такая модель станет альтернативой классическому среднему профобразованию, рассказывает начальник департамента образовательной деятельности Университета ИТМО Алия Багаутдинова. — В образовательных стандартах того времени был четко прописан «практико-ориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности» как основной. Потом требование было снято, также как и само разделение бакалавриата на обычный и прикладной.
Но реальность такова, что специалист СПО сегодня уже превзошел уровень выпускника техникума. Что думают вузы сейчас, готовы ли переходить на «новые рельсы»? Какие направления, в первую очередь, подходят для этого?
Директор Института фундаментального инженерного образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Юрий Филатов, уверен: прикладное образование — тема именно для инженерно-технологического профиля деятельности. В фаворе здесь могут быть такие направления, как производство машин и оборудования, ракетостроение и космическая техника, производство электронных и оптических изделий.
А вот проректор по образовательной деятельности Томского госуниверситета Евгений Луков считает, что и творческим специальностям здесь место. Например, из таких сфер как медиа, IT, реклама, искусство, дизайн. Возможно, менеджмент и предпринимательство, документоведение. Прикладной бакалавриат может стать перспективным и для направлений подготовки, ориентированных на экономику 4.0 (например «Инноватика») — это программы, которые направлены на подготовку специалистов по «цифровой трансформации организаций.
В чем главный плюс прикладного бакалавриата?
— Такие программы будут разрабатываться только вместе с работодателями: это принципиальный момент, — говорит Евгений Луков. — Студенты, которые выберут программы прикладного бакалавриата, сразу получат навыки, востребованные на рынке. Ведь наполовину учеба будет состоять из практики.
Кстати, в ТГУ уже есть примеры тесного сотрудничества с работодателями: например, научно-образовательные центры «Высшая IT-школа», «Высшая школа журналистики». Там студенты начинают работать уже со второго курса. По мнению Евгения Лукова, это первые направления в ТГУ, которые смогут достаточно быстро перейти на прикладной бакалавриат.
Но мало просто быть «в тренде» индустрии. Нужен четкий стандарт, разработанный вместе с работодателями, с учетом современных технологий, которые меняются стремительно.
Вообще, работодатель — главное звено в истории с прикладным бакалавриатом. А как же преподаватели? Потребуется ли им переподготовка?
— Им точно нужна будет стажировка в российских и зарубежных образовательных, промышленных и научных организациях, — отмечает Юрий Филатов. — Потребуется привлечение к работе российских и зарубежных специалистов. Но в какой-то степени прикладной бакалавриат — это восстановление старой практики советских времен.