Алексею Кавокину, сотруднику Центра НТИ «Квантовые коммуникации» НИТУ «МИСиС» и Российского квантового центра, присуждена ежегодная премия ISCS Awards. Физик получил ее за создание поляритонного лазера и вклад в развитие квантовых технологий.
Эта персональная награда ежегодно присуждается в рамках Международного симпозиума по изучению сложных полупроводников (International Symposium on Compound Semiconductors), который проводится уже почти 50 лет. Каждый год вручается только три премии — по числу номинаций — молодым ученым, за открытия в области классических сверхпроводников и в области квантовой физики. Среди призеров прошлых лет — множество выдающихся ученых, в том числе и Нобелевские лауреаты.
В этом году конференция была отменена, однако комитет все равно присудил награды, и премию за достижения в области квантовой физики получил Алексей Кавокин, ведущий научный сотрудник «Лаборатории элементной базы квантовых коммуникаций» Центра НТИ «Квантовые коммуникации» НИТУ «МИСиС», руководитель научной группы Российского квантового центра, профессор университета Уэстлейк в Ханчжоу (Китай). Физик удостоился этой награды за ряд теоретических предсказаний, проложивших дорогу для создания нового типа лазеров со сверхнизким порогом накачки.
Эти излучатели построены на базе так называемых поляритонов. Так ученые называют виртуальные частицы, которые одновременно ведут себя и как волна, и как частица. Поляритоны состоят из трех компонентов: атома и электрона, периодически поглощающих и излучающих фотон, самой световой волны, а также оптического резонатора, набора зеркал, не позволяющего свету «сбежать» из поляритона.
В прошлом физики считали, что подобные структуры могут существовать лишь при температурах, близких к абсолютному нулю, однако профессору Кавокину удалось показать, что они могут возникать и при комнатной температуре. Это открытие позволило российским и зарубежным физикам три года назад создать первый «управляемый» поляритонный лазерный диод, работающий при комнатной температуре.
Теории и открытия Алексея Кавокина позволили России стать одними из главных лидеров в данной области физики, а также создать серьезный задел в исследованиях, связанных с комнатной сверхпроводимостью и квантовыми вычислениями, в том числе в рамках программы мегагрантов и других крупных научных инициатив правительства.