В январе 2020 года китайские студенты НИТУ «МИСиС» были переведены на индивидуальные учебные планы, позволяющие им учиться дистанционно из дома. Программа, изначально рассчитанная на месяц, была продлена в связи с эпидемиологической ситуацией, что не мешает гражданам КНР осваивать образовательную программу в полном объеме и успешно готовиться к выпускным квалификационным работам (ВКР).
В НИТУ «МИСиС» сейчас обучаются 43 студента из КНР, из них 12 находятся в России, 31 — в Китае, не успевшие вернуться с каникул. Все они переведены на индивидуальные учебные планы и дистанционно проходят образовательную программу под руководством кураторов и преподавателей.
«Мне нравится дистанционный формат обучения. Благодаря ему я могу продолжать учиться, находясь в тысячах километров от университета. Очень хочу побыстрее вернуться в Россию. Скучаю по своим друзьям», — говорит Лю Биньбинь, студентка
4-го курса бакалавриата кафедры экономики НИТУ «МИСиС», уехавшая домой на зимние каникулы и не успевшая вовремя вернуться в Россию из-за карантина.
Как отмечает ее научный руководитель доцент кафедры экономики НИТУ «МИСиС», к.э.н. Александр Алексахин: «Обучение в последнем семестре и написание выпускной квалификационной работы мы ведем удаленно. Для проведения занятий и контрольных тестов используем университетскую образовательную платформу Canvas, сервис для видео-конференций Zoom и другие.Я, как научный руководитель, консультирую Лю Биньбинь по возникающим вопросам, используя электронную почту и мессенджер WhatsApp. Думаю, что образовательный процесс завершится успешно и в срок».
Китайские студенты отмечают, что дистанционное обучение позволяет им своевременно осваивать материал, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в мире.
По словам Гао Чжэнфэн магистранта
1-го курса англоязычной программы Advanced Materials Science НИТУ «МИСиС», он может продолжать полноценно учиться благодаря поддержке со стороны университета: «Для меня ценно, что вуз предоставил мне такую возможность в это непростое для всего мира время. Преподаватели отправляют задания через кураторов и старост групп. Мы почти каждый день созваниваемся с сокурсниками и обсуждаем пройденный материал, делаем домашние задания. Единственная сложность — разница в часовых поясах. Я очень жду своего возвращения в Москву!».
Для преподавателей подобная ситуация — одновременно и вызов, и возможность проявить творческий подход в адаптации материала к новому формату. Технические возможности НИТУ «МИСиС» позволяют быстро реагировать на изменяющиеся условия и давать студентам материал в необходимом объеме и без сбоев по времени.
«Несмотря на эпидемиологическую ситуацию, занятия в рамках моего курса „Материалы квантовой электроники“ не прерывались и проходят по расписанию и в полном объеме. Решение о дистанционном варианте обучения было принято оперативно и мы, лекторы, также быстро скорректировали свои учебные планы и переработали рабочие материалы, чтобы максимально полно и в удобной форме давать студентам материал курса, — говорит преподаватель англоязычной магистратуры, доцент НИТУ „МИСиС“, к.ф.-м.н. Олег Рабинович. — Мы столкнулись со сложностью при визуализации материала, но платформа Zoom решила эти проблемы. Еще одна проблема заключается в том, что виртуально нельзя предоставить студентам реальные образцы изучаемых приборов для понимания особенностей их работы. Придется перенести эти занятия на более поздний период, когда они вернуться к обучению в аудиториях и лабораториях.
Китайские студенты показали себя внимательными, заинтересованными слушателями: активно задают вопросы, уточняют нюансы. За счет этого создается ощущение стандартной беседы в аудитории. Единственная сложность это обратная реакция — в аудитории витает научный дух, в интернете — все более строго, но научные шутки проходят на ура, даже при таком варианте обучения. Видно, что магистранты не просто отбывают карантин, а хотят получить знания и хорошо сдать экзамен».
В целом образовательный процесс не претерпел больших изменений: студенты получают теоретическую подготовку, работают со своими научными руководителями и наставниками. Но все это в формате онлайн. При этом обучающиеся имеют возможность гибко изменять график занятий, перераспределять отдельные образовательные модули и дополнять образовательную программу курсами по выбору.